Тюменские архитекторы участвуют в создании Воскресенского кафедрального собора в Башкирии

В конце августа в Уфе состоялось заседание Благотворительного фонда «Воскресенский собор» на территории Воскресенского кафедрального собора, история строительства которого берет начало в 2003 году. Общая площадь храмового комплекса составляет более 2,8 тысяч квадратных метров. Правительством Башкортостана поставлена задача: завершить работы по возведению храма. В заседании фонда принял участие Андрей Табанаков, руководитель Мастерской архитектора Табанакова А. В. По итогам мероприятия он ответил на ряд вопросов редактора «КВ» Светланы Ахмеднабиевой.

 

- Андрей Владимирович, расскажите о цели вашего участия в заседании Благотворительного фонда «Воскресенский собор».

- Наша компания является генеральным проектировщиком объекта. В ходе собрания в Уфе мной был представлен эскизный проект отделки фасадов и интерьеров Воскресенского кафедрального собора, а также анализ рынка строительных материалов региона.

 

- Как тюменские проектировщики и архитекторы вошли в проект по строительству Воскресенского кафедрального собора в Уфе?

- По рекомендации коллег, которые знают лично меня как ответственного руководителя, соблюдающего обязательства по договору. В результате общения с представителями Уфимской епархии Русской православной церкви, руководством благотворительного фонда «Воскресенский собор» и главой Башкортостана нашей компании доверили такое ответственное дело, как разработка проектной документации объекта и общая организация работ.

Мы занимаемся рабочим проектированием. В настоящее время разработана проектная документация на инженерные коммуникации. Строительство сетей на объекте ведется силами местных специалистов.

 

- Насколько нам известно, строительство храма началось не вчера… По сути, это долгострой, который нужно довести до завершения. Какая необходимость в создании нового проекта?

- Основные строительные работы по возведению собора, действительно, были завершены еще в 2007 году. После этого объект законсервировали на долгие годы, так и не выполнив ряд строительно-монтажных работ, внутренние и наружные отделочные работы. Экспертиза показала, что в целом здание находится в неплохом состоянии, но кое-что требует переделки.

Мы не присваиваем себе чужих заслуг. Проект, по которому с 2003 по 2007 год велось строительство храма, разработан архитектором Рудольфом Кирайдтом еще в 90-е годы и потребовал кое-каких изменений, согласно действующим на сегодня нормам проектирования. К сожалению, автора первоначального проекта уже нет с нами, поэтому для разработки нового эскизного проекта мы обратились к нашим коллегам, которым не впервой заниматься культовыми зданиями.

Эскизный проект, который был представлен на заседании в Уфе, выполнен коллегами из Екатеринбурга под руководством архитектора Александра Долгова. Это мой преподаватель, а теперь – ректор УралГАХУ. Он знает каноны, по которым проектируются и строятся храмовые комплексы, знает, какие материалы следует применять при строительстве и отделке таких объектов.

 

- Какие-то особые требования предъявлены со стороны заказчика к вам, как к генеральному проектировщику?

- Наверное, сейчас к любому генподрядчику предъявляется одно основное требование – не выбиться из сметы, и чтобы при этом не пострадало качество выполняемых работ. Поэтому со стороны главы Башкортостана Радия Хабирова было выдвинуто требование: для строительства храма максимально задействовать местные строительные материалы, что должно способствовать снижению себестоимости строительства и развитию местной промышленности. В связи с этим, нашими специалистами был проведен мониторинг рынка стройиндустрии региона. По итогам этой работы при проектировании сделан упор на более широкое использование строительных и отделочных материалов, производимых непосредственно в республике. Как я уже сказал, на заседании Благотворительного фонда в Уфе мной был представлен, в том числе, и отчет о проделанной нами аналитической работе.

 

- Можно предположить, когда прихожане смогут полюбоваться внутренним убранством собора?

- Наша команда не занимается разработкой убранства храма: роспись сводов и внутренних стен – дело епархии. Важно укрепить несущие конструкции, возвести в соответствии с канонами свод храма. Нужно закрыть контур здания и запустить отопление, чтобы можно было продолжать внутренние работы в холодный период.

 

- Какие работы проводятся на объекте в настоящее время?

- В здании монтируют системы электроснабжения, пожарной сигнализации и вентиляции, идут работы по ремонту и армированию купола и сводов, гидроизоляции стилобата и алтарной части, штукатурке стен. В общем, работы хватает, и до культовой росписи еще очень далеко. Чтобы идти в графике, мы находимся на постоянной связи с Уфой. В частности, буквально вчера приняли онлайн-участие в работе Градостроительного совета города, где рассматривали вопросы восстановительных работ…

 

- Вы никогда раньше не занимались храмовыми комплексами. Можете сформулировать свое отношение к этому делу? Что для вас значит работа над храмом?

— Это совершенно новое для нас направление. Согласились взяться за проект, так как уважаем тех людей, которые порекомендовали нашу команду как профессионалов своего дела. Наверное, можно сказать, что это дело чести. Но, когда начинаешь заниматься чем-то совершенно новым, невольно приходится углубляться в тему, получать массу новой интересной информации. Чтобы познать такой «предмет», как проектирование и строительство храмов, приходится много ездить, смотреть уже созданные объекты храмовой архитектуры, общаться со священнослужителями и, если хотите, где-то по-иному воспринимать себя и свое творчество в этом мире.

 

- Как вы думаете, на этот раз стройка не будет остановлена? Денег хватит на внутреннее убранство и фасады?

- Строительство ведется на средства частных инвесторов, но находится на контроле у властей республики. В заседании Благотворительного фонда принял участие глава Башкортостана, который проинспектировал в тот день ход восстановительных работ собора. Сегодня для завершения строительства православного храма необходимо более 1 млрд рублей. Глава республики заверил, что работа Благотворительного фонда, созданного как раз для координации и финансирования восстановительных работ, налажена. На заседании фонда рассмотрели план строительных работ на ближайший год. Надеюсь, что в итоге наш проект будет реализован в полном объеме.